Одна из известнейших гравюр Дюрера – “Четыре ведьмы”. В комнате, пустой и тесной, как каменный мешок, четыре обнаженные женщины. Они по – разному повернуты к зрителю, а взгляды их направлены на что-то невидимое.
На голове одной – высокий: чепец, у двух волосы повязаны косынками, у четвертой – роскошные косы полу распущены.
У одной – неожиданно маленькая головка на большом туловище и строгий, правильный, почти классический профиль. У второй мягко очерченное миловидное лицо с выражением страдания. И тело более юное, чем у остальных. Третья повернута к нам спиной – лица ее не видно.
У четвертой – она полускрытая за остальными – под низко надвинутой на лоб повязкой подчеркнуто простоватое лицо с недоверчиво сжатыми губами.
Тела их тяжеловесны. Впрочем, представления о красоте меняются, а Дюрер, по – видимому, вовсе не собирался изобразить в этой гравюре идеальных красавиц. Зато они очень живые и заставляют думать не об античных грациях, а о живой натуре, которая послужила художнику моделью.
В Германии той поры мужчины и женщины нередко посещали бани совместно, и Дюрер мог рисовать здесь обнаженную.
Над головами женщин шар с датой и тремя таинственными буквами “ОGН”, которые расшифровывают по-разному, но не слишком убедительно. Неизвестно даже – немецкое или латинское изречение скрывается за этими буквами. Многие аллегории и символы, понятные современникам Дюрера, для нас темны. Смысл их утрачен безвозвратно.
Мы любуемся гравюрой и пребываем в недоумении по поводу аллегории, заключенной в ней и не раскрытой до конца ни одним комментатором.