Супрематизм Малевича отличает особая любовь к простым геометрическим формам, главная из которых, конечно же, – квадрат. Также он допускает прямоугольник, круг, линию и эллипс. Все фигуры лишены объема, цвет условен, нет привязанности изображения к реальным объектам.
Обычно используются черный, белый, красный и желтый цвета.
Крест, который мы видим, составлен из четырех квадратов, находящих друг на друга. В середине они образуют еще один маленький квадрат. Квадратен холст и по краям креста квадраты! И квадрат и крест являются древнейшими символами. Квадрат во многих культурах означает земное начало и Землю в целом, четыре стороны света, четыре стихии и многое другое.
Это стабильная, устойчивая форма. Крест символизировал и огонь, и единство духовного и земного начала. Вертикаль – это небо, горизонталь – земля. На пересечении этих линий, в пятом квадрате можно мысленно поместить человека.
В дохристианскую эпоху крест не нес такого сильного образа смерти как сейчас, был скорее охранным знаком.
Революционное общество отвергло религию. Естественным в этом случае кажется обращение к дохристианским, древнейшим символам. Это происходит неосознанно, Человеку необходимо обозначить свое место в мире, найти поддержку.
Кажется, что мы создаем свое новое искусство, ни на что не похожее, но все новое опирается на то, что было ранее, даже если это и отрицает.
Какой смысл вложил художник в свое произведение, неизвестно. Если предположить, что эмоционально черный цвет – это покой, нулевая точка, смерть, то белый становится деятельностью, развитием, жизнью. Крест касается краев картины, его можно продлить далеко за эти края.
Пустота стремится захватить весь мир, но ее ограничивают белые квадратные плоскости и квадратный формат картины.
От этого происходит интересное ощущение силы и доминанты креста, но благодаря формату и присутствию белого – появляется спокойствие и уверенность. Из жизни происходит смерть, а затем снова – жизнь. Очень похоже на знак бесконечности, космогонический символ, показывающий известный человеку мир и определяющий его положение в нем.