Картина Пуссена представляет нам три божественных силы, управлявшие в античном мире вечными циклами рождения и смерти, перевоплощения и воскрешения, это своего мистическое толкование языческих вакханалий во славу Приапа или Вакха – бога плодородия, которому и посвящен алтарь, изображенный на картине.
Руководит же вакханалией сама богиня цветов и весны Флора, которая исступленно танцует в своем “священном саду” – то есть, в загробном мире, где безумные герои и жертвы жестоких богов обрели вторую жизнь в виде растений. Слева – царь Аякс, потерявший разум по воле Афины и пронзивший себя мечом. Рядом – коленопреклоненный Нарцисс любуется своим отражением, за ним – Клития, проклятая богом Аполлоном: по воле бога солнца она превратилась в подсолнечник, постоянно поворачивающий свои лепестки вслед за своим любимым богом.
Справа на переднем плане изображены возлюбленные – юноша Крокус и девушка Смилака, переродившаяся во вьюнок. За ними – Адонис с собаками, спутник Афродиты, который был насмерть растерзан диким кабаном, но из его крови расцвели анемоны. Рядом с ним стоит Гиацинт, любимец Аполлона, касаясь смертельной раны на голове, нанесенной ему случайно богом солнца, любуется цветами, в которые он затем будет превращен своим покровителем.
Наконец, в небе изображен и сам Владыка Аполлон, карающий и милующий, управляющий не только квадригой лошадей, но и всеми прочими римскими богами.
Интересно, что эту картину со столь специфическим сюжетом заказал художнику известный в то время алхимик Фабрицио Вальгуарнера. Но картина так и не досталась заказчику: пока Пуссен работал над заказом, Вальгуанеру арестовали по обвинению в воровстве бриллиантов у знатных испанских особ. И довольно скоро Вальгуарнера умер в тюрьме, а картина “Царство Флоры” была продана на аукционе.”
Колесница Аполлона среди знаков зодиака, фрагмент картины Пуссена “Царство Флоры”.
“Царство Флоры” – одна из самых загадочных картин в творчестве Пуссена. Показательным является тот факт, что во время судебного процесса в документах, в которых фигурировало дрезденское полотно, Вальгуарнера назвал картину “Весна”, а сам Пуссен – “Садом цветов”. Художник не следовал строго литературному источнику, создавая живописную “поэму”, по-новому трактуя миф.
Впервые к теме “сада цветов” живописец обратился около 1626 года. Сохранился подготовительный рисунок к картине “Царство Флоры” , где французский мастер наметил все основные элементы композиции будущего полотна. “