Картина стала результатом серьезной работы художника над декорациями к опере “Сказка о царе Салтане”. В это время жизнь всей семьи мастера была тесно связана с этой постановкой. Жена исполняла партию Царевны, самому художнику было доверено создать декорации и эскизы костюмов.
Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера. Два природных начала – холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое – привлекали художника в этом образе. Сказочность, чудесное сочетание несочетаемого – стали главными идеями художника.
Ошибкой было бы считать, что автор писал портрет своей жены в образе. Сохранившиеся фотографии Надежды Врубель доказывают, образ Царевны целиком и полностью рожден фантазией художника. Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом.
Художнику удалось передать самый чудесный момент – превращение. Стоит внимательно вглядеться в лицо героини: ее большие выразительные глаза уже чем-то напоминают птичьи, губы через мгновение превратятся в клюв. Шикарен перьевой наряд Царевны. Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков. Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния.
Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. Невозможно оторваться от взгляда Царевны. Ожидая чуда, она словно приглашает всех желающих разделить с ней все волшебство момента.
В русской мифологии лебедь – символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения. Картину любили многие поэты, а коллеги мастера совершенно серьезно изучали ее, чтобы понять секрет передачи перламутровой фактуры, неуловимого движения и смешение красок. Работа была куплена меценатом Морозовым, а в Третьяковку попала по завещанию коллекционера.
Два подробных эскиза к картине хранятся в Государственном Русском музее в Петербурге.