Поездка в Бретань, которую Поль Гоген совершил в 1885 году, сыграла огромное значение для формирования собственного стиля художника. Французская провинция со свойственной ею романтикой давала почву для вдохновения и поиска новых средств выразительности.
Всю жизнь Гоген находился в поисках вечного бытия, нетронутой истины, и Бретань, которую еще не догнали новейшие достижения цивилизации с ее простыми жителями и повседневными заботами, стала первой ступенью в этих поисках. Затем будет Мартиника и, конечно, Таити.
Сегодня всем известен тот факт, что Гоген был противником изображения какого-либо движения или динамичных поз – все должно “дышать” покоем и размеренностью. Именно поэтому все герои работ мастера статичны и напоминают монументальные статуи. Эту характерную тенденцию, которая ляжет в основу индивидуальной манеры, Гоген стал применять еще в свой бретонский период, и “Бретонские крестьянки” яркий тому пример.
Женские фигуры на картине как будто застыли во времени и пространстве. При этом художник намеренно приближает героинь максимально друг другу, тем самым как бы уплотняя пространство. Крупные фигуры крестьянок выписаны простыми и ясными линиями, гораздо большее значение Гоген придавал цвету.
Обращает на себя внимание фон – хотя в этой роли выступает пейзаж, деревенская пастораль, Гоген снова демонстрирует важность цвета, нежели реального пленерного сходства. Для создания фона мастер использует только чистые яркие цвета, без теней и полутонов, которые, по мнению Гогена, губят картину. В результате перед зрителями предстают крестьянки, окруженные условным прекрасным миром, где все вокруг гармонично, свежо и красочно.
Можно с уверенностью сказать, что эта работа – первая, в ряду остальных, которые будут носить ярко выраженный декоративный характер. Восхищаясь мозаикой, как художественной техникой, со свойственными ей чистыми цветами, простыми линиями и отсутствием перспективы, Гоген создавал именно такие картины, максимально раскрывая в них силу цвета и линии.
Сегодня картина “Бретонские крестьянки”, которая экспонируется в Мюнхене, и служит ярким примером нового взгляда на силу и возможность цвета.