Среди картин, написанных Василием Ивановичем Суриковым “Боярыня Морозова” несомненно, занимает ведущее место. Впервые автор продемонстрировал картину в 1887 году на выставке в Петербурге. К этому моменту Суриков уже имел успех и славу, а его исторические полотна “Утро стрелецкой казни” и “Меншиков в Березове” имели широкий отклик и экспонировались в Третьяковке.
Художник обратился к истории России трехсотлетней давности, к началу правления династии Романовых. Под нажимом патриарха Никона царь Алексей Михайлович был вынужден провести реформу церкви, которая вводила некоторые изменения в обрядах богослужения. Нововведения вызвали бурю недовольства в народе и переросли в противоборство, вызвавшее раскол.
Тех, кто не подчинялся новым уставам церкви, называли раскольниками и жестоко преследовали: отправляли в ссылку, сажали в земляные ямы и подвалы с крысами. Среди них были представители всех сословий – от крестьян и ремесленников до князей и бояр. Именно раскольницей, упорно не желавшей принимать новые порядки, была боярыня Морозова, человек необыкновенно большой духовной силы.
На картине изображены события ноября 1671 г. Арестованную боярыню Морозову везут в ссылку, она закована в кандалы, провожать одного из лидеров раскола вышла масса народа: купцы, ремесленники, стрельцы, монахи, нищие и юродивые, которые находили покровительство в доме Морозовой. Действие происходит у Чудова монастыря, несломленная Морозова, прощаясь со всеми, вскинула правую руку со старообрядческим двуперстием.
Самопожертвование ради убеждений в трудные для России дни – вот о чем эта картина.