Любопытный факт: поведение лагуны, важное для прогноза будущего Венеции, города на воде, исследовалось учеными с привлечением… живописных свидетельств Каналетто.
Представленная картина – одна из таких. Большой канал художник писал неоднократно, особенно часто в 1720-е. Ракурс на всех этих полотнах практически не меняется: слева – Палаццо Пападополи, дом семьи Куччина, который в другой перспективе представлен на картине Веронезе “Мадонна семьи Куччина”, “декорации” же всегда разные.
Но вот что примечательно: точка, с которой открывается Вид на Большой канал, довольно высокая.
Кажется, что художник пишет, находясь на мосту, однако в этом месте его нет. Напрашивается вывод, что Каналетто многое писал по памяти и домысливал, в частности, перспективный вид своих пейзажей. Это предположение будет еще более убедительным, если вспомнить многие его картины в жанре каприччио, то есть написанные полностью “из головы”, на которых все виды, кажущиеся реальными, вымышлены.
На данной картине Большой канал выглядит буднично: жизнь кипит, множество людей занято на лодках своими делами.
Совершенно другое по настроению изображение этого же места будет написано десятилетие спустя. “Регата на Большом канале”, хранящаяся в Королевском собрании Ее Величества королевы Елизаветы II, иллюстрирует один из главных праздников Венеции. В ней масса лодок, множество участников и зрителей, буйство красок и та же точность в передаче архитектурных деталей.