К евангельским сюжетам Врубель впервые обратился во время учебы в Академии художеств. Переезд в Киев – по приглашению искусствоведа А. Прахова – для реставрационных работ в Кирилловской церкви и оформления Владимирского собора стал судьбоносным. Труды в киевских храмах помогли творческой самоидентификации художника.
Помимо реставрации, он выполнил для Кирилловской церкви несколько композиций взамен утраченных, написал икону “Богоматерь с Младенцем” и предложил комиссии эскизы росписей Владимирского собора, ею отвергнутые. Мотивировкой этого отказа явилось несоответствие византийской традиции, на которую должны были ориентироваться оформители.
Врубель соглашался следовать этой традиции, но смело модернизировал ее, наполняя трагическим психологизмом, свойственным концу XIX века. Разумеется, с религиозной живописью В. Васнецова и М. Нестерова, в конце концов, выполнившими заказ, такой подход ужиться не мог. А. Прахов говорил, что работы Врубеля настолько оригинальны, что под них следует построить отдельный храм в совершенно новом стиле.