В конце 1860-х годов в искусство стремительно вошел Федор Александрович Васильев. Несомненный талант его развивался необычайно быстро. Это признавали за ним все современники: и художники, и критики.
В красоте природы Федор Александрович увидел глубокий нравственный смысл. Он считал, что красота способна отвратить человека от преступного замысла. Ему удавалось исключительно точно передавать переходные состояния природы.
В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в природу и видящего в ней отражение дум и чувств человека. Но талант молодого художника не успел развернуться в полную силу из-за преждевременной смерти.
Все, чего мог достигнуть Васильев на первом этапе своих занятий живописью яснее всего раскрывается в его работах 1868 года, связанных с летней жизнью в деревне Константиновке близ Красного Села под Петербургом. Оказавшись там на некоторое время вновь около Шишкина, своего авторитетного наставника, Васильев активно учится живописному мастерству. Для юного живописца, склонного видеть мир взволнованно и поэтично, трудно было найти более полезную и трезвую школу. Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев.
Он внушил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и к самому процессу художественного труда.
Мы не знаем, в какой последовательности создавались Федором Васильевым дошедшие до нас произведения этого года, но сами условия жизни подвели его к мотивам деревенского пейзажа, оказавшегося для художника каждодневным жизненным окружением. До нас дошло сравнительно немного рисунков художника, датируемых 1868 годом. Над картинами же он работал много и серьезно, и это принесло ему официальное признание в виде первой премии на конкурсе Общества поощрения художников за картину “Близ Красного Села”.