По всей видимости, при жизни художника эта картина пользовалась едва ли не большей популярностью, чем его сельские сцены, – до нас дошло огромное количество повторений этой композиции. Представленный здесь авторский подлинник, к сожалению, очень плохо сохранился.
Верхний слой краски частично разрушился, вся поверхность картины покрыта глубокими трещинами. Естественно, это затрудняет оценку художественных достоинств полотна, но прочитать” первоначальный замысел мастера мы все-таки можем. Несмотря на то, что обилие пастушеских” деталей должно было бы приблизить Благовещение пастухам к пасторали, по своему звучанию оно все-таки более тяготеет к величественным бассановским алтарям 1560-х годов, чем к его сельским сценам.
Большое значение здесь имеет, конечно же, особое освещение.
Прорезающий ночную тьму чудесный свет, исходящий от благовествующего ангела, не только придает лицам пастухов некое особое выражение, но и как бы очеловечивает кроткие морды животных, напоминая зрителю о том, что рядом с такими же коровами и овцами родился в эту ночь Агнец Божий. Выхватывая из темноты то одну, то другую деталь, этот сноп небесного света все приводит в движение, одновременно радостное и тревожное.