“Алтарь Мероде”, названный так по фамилии долго владевшего им семейства, сначала приписывался Рогиру ван дер Вейдену, потом – мастеру из Флемаля, которого позже отождествили с Робером Кампеном. В произведении видны особенности искусства позднего Средневековья – яркие краски, некоторая условность изображения и отчасти уплощенное пространство, но оно уже принадлежит Возрождению: божественные персонажи, хоть и отделены от людей, но помещены с ними рядом, и Дева Мария, архангел Гавриил и Иосиф выглядят не менее реалистично, чем донаторы в левой створке. Но главное – при малых размерах триптих производит впечатление большого. В нем чувствуется величественный дух, отличавший картины ренессансных мастеров.
Триптих полон подробностей, которые замечательны сами по себе: кованые подсвечники, узорчатый пояс архангела, а за раскрытым окном, в пространстве городского пейзажа, – люди, и не только на улице, но и в лавке, где в темных проемах дверей угадываются силуэты. Многочисленные детали потому и выписаны так тщательно, что большинство из них наделено особым смыслом. Например, белые лилии в кувшине символизируют чистоту Девы Марии, раскрытая книга на столе – ее мудрость, рукомойник – воды Крещения, свеча – тот свет, что несет миру Христос.
Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что “крест Господа есть мышеловка для дьявола”. Если тщательно разглядывать алтарь, можно увидеть, как из круглого оконца слева летит к Марии крошечная фигурка младенца Христа, несущего крест. В этом небольшом триптихе вкратце излагается вся новозаветная история.