Картина Сальвадора Дали “Битва при Тетуане” – ироническая аллюзия на одноименное полотно художника Мариано Фортуни. Сюжет обеих картин восходит к историческому событию, произошедшему в 1860 году, – завоеванию испанцами марокканского города Тетуан.
Работа Дали не слишком похожа на первоисточник. Она отличается и пропорциями холста, и наличием крупных планов, которых нет на полотне Фортуни. И, разумеется, картина полна столь любимых художником сквозных мотивов и автоцитат. За холмами, у лини горизонта, возвышается колоссальная фигура Гала.
Женщина с легкой улыбкой смотрит на разворачивающееся перед ней действо и словно благословляет участников битвы. Из-за ее спины, прямо с небес, на поле брани изливается лава конницы.
В центр композиции художник поместил иссохшую до костей ногу-подпорку, напоминающую своими пропорциями скорее лапку кузнечика, нежели человеческую конечность. Неподалеку от ее ступни устремляет ввысь свои ветви сухое дерево. Нога продолжается едва ли не в бесконечность, заканчиваясь у левого края холста рукой столь же странных пропорций, сжимающей клинок. Картина представляет собой нагромождение конных фигур, сжимающих оружие, мчащихся вперед.
В двух фигурах на первом плане можно узнать Дали и Гала.
Используя свой излюбленный параноидально-критический метод, художник вписал в контуры фигур очертания цифр. Они разбросаны по всему полотну, проступая в согнутых руках воинов, сжимающих оружие, в элементах пейзажа, в тенях. Внимательный зритель может найти на холсте многочисленные семерки и единицы. На первом и среднем планах красуются двойка, пятерка, восьмерка. Одежда Гала украшена знаком “Х”.
В тот период своего творчества Дали увлекался нумерологией и магией числа. Существуют подробные исследования, трактующие каждую цифру на картине, вкладывая в них по нескольку слоев смысла. Так, семерку сам Дали соотносил с “числом Веласкеса”, а также с возрастом своего умершего в детстве брата. Двойка обозначает двойника.