Альфред Сислей, французский импрессионист английского происхождения, родился в Париже, в семье преуспевающего торговца шелком из графства Кент. До 18 лет он жил в Париже, но в возрасте восемнадцати лет родители отправили его в Лондон – учиться основным правилам коммерции; однако большую часть времени Сислей проводил за изучением картин Тернера и Констебла, чьи работы укрепили его решение сделаться живописцем. Именно Сислей одним из первых открыл для французов пейзажное новаторство Тернера. По возвращении в Париж Сислей поступил в мастерскую художника Ш. Глейра, где подружился с Клодом Моне и Огюстом Ренуаром.
Вскоре, впрочем, разочаровавшись в академическом обучении, все они бросают занятия у Глейра и, намереваясь найти прекрасное в обыденном, селятся в Шайи, близ Фонтенбло. С тех пор навсегда определились мотивы Сислея – изображению столицы он предпочитает ее скромные окрестности и малоприметные уголки провинциальных городов.
В 1866 г. Сислей работал в Марлотте с Ренуаром, в 1867 г. – в Онфлере, затем последовал любимый всеми импрессионистами Аржантей и, наконец, Порт Марли, особо полюбившийся Сислею. Одна только тема наводнения в Порт Марли стала для него источником целой серии работ.
В противовес салонному искусству среди молодых художников возникло течение под названием “импрессионизм” . Импрессионисты увидели прекрасное не в прошлом, а в мимолетности реальных живых впечатлений, которые они и стремились передать.
Без переоценки ценностей в живописи, произведенной ими, невозможно было бы все последующее развитие искусства. Альфред Сислей, являясь представителем нового направления в искусстве, любил наблюдать, как свет, меняясь беспрерывно и ежечасно, вновь и вновь преображает облик вещей. Его привлекало то, что непостоянно, почти неуловимо, что в трепетной неопределенности запечатлено дыханием жизни. Мир, раскрываясь каждый раз с новой, неповторимой стороны, оказывается неожиданным и прекрасным даром. Художник следил за этими непрестанными изменениями с искренней радостью, природа предстает перед глазами художника как чудесный сад.
Трудно совместить праздничность его полотен со стесненными обстоятельствами, в которых работал Сислей, всю жизнь знавший нужду.
“Деревня на берегу” – одно из самых поэтичных произведений раннего импрессионизма. “Деревней” картина называется по традиции, изображает же она небольшой городок неподалеку от Парижа – Вильнев л а Гаренн. Сислей выступает в этой картине как тонкий знаток и интерпретатор красоты этого края. Его манеру отличает особая деликатность и четкость рисунка – мазок ложится по форме предмета.
Темная оправа деревьев и листвы, избранная художником, не только порождает ощущение глубины, но благодаря ей пленительнее струится ласковый солнечный свет, в котором купается противоположный берег.
Атмосфера картины сохраняет свою мягкость и прозрачность при всех природных изменениях. Особое внимание уделяется небу. Небо, берега, река – все соткано из прерывистых мазков.
Ими передается струящийся блеск вод, вибрация воздуха, тот удивительный органический ритм, который подчиняет себе природу.
Многие из импрессионистов стали знамениты лишь спустя многие годы после смерти. Уже через год после ухода из жизни Сислея, закончившего свои дни в крайней нищете, его работы продавались по баснословным ценам.