История несчастных влюбленных Тристана и Изольды занимала Дали на протяжении многих лет. Занимала настолько, что он, основываясь на опере Вагнера, создал либретто и декорации для балета “Безумный Тристан”, поставленного в Нью-Йорке в 1944 году.
Картина “Безумный Тристан”, датированная 1938-1939 годами, – это предтеча тех самых декораций. Зерно, из которого вырос грандиозный замысел. В ней заложены многие мотивы, использованные художником при оформлении балета. Например, переплетающиеся ветви и корни деревьев – намек на деревья, выросшие на могилах Тристана и Изольды. Руки персонажей похожи на ветви и корни, а деревья на картине простирают свои узловатые пальцы друг к другу.
На верхнем “ярусе” картины – типичный для Дали пустынный пейзаж. Небо сумрачно, предметы отбрасывают длинные тени. На заднем плане – причудливые декорации: остов корабля, чьи шпангоуты напоминают ребра кита, скала с вырастающим из нее автомобилем.
На первом плане – силуэт рояля и стоящие по обе стороны от него человеческие фигуры со склоненными головами. Мужчина и женщина. Мужчина сжимает в руках шляпу. На голове его лежит овальный – фаллической формы – камень, грузом безумия клонящий его голову к земле. Грязно-желтое клочковатое облако нацелено на человека, как обвиняющий или грозящий перст. Вдалеке, за его спиной, виднеется крохотный человечек, бредущий по пустыне к горизонту и несущий что-то на плече.
Может быть, это смерть с ее косой? А за горизонтом, вдали, узкой полосой синеет край моря. Нижний “ярус” – причудливая галлюцинация в ярко-желтом цвете.
Здание, покрытое геометрически правильными рядами обойных гвоздей. Фасад его местами прорезают трещины, местами – пятнает кровь. Конек крыши этого здания углом выступает наверх.
На нем изображена женская голова с волосами-ветвями, выходящими за границы архитектурной формы. Три круглые ступени крыльца ведут внутрь здания. Вход выполнен в форме замочной скважины.
Зритель видит длинное узкое помещение, уводящее в глубину дома.
Вдоль стен, подобно кариатидам, возвышаются причудливые фигуры, сплетенные из древесных ветвей и корней. Возможно, эту узкую галерею-анфиладу можно трактовать как намек на женское лоно, а пятна крови – как аллюзию на известный эпизод легенды. В нижнем правом углу картины зритель видит фигурку женщины в белом платье. В отчаянье закрыв лицо руками, она бредет к крыльцу, словно преодолевая ураганный ветер.
Слева и справа от входа на фасаде здания виднеются два овальных элемента: видимо, это две могилы бедных влюбленных. Одна могила буквально ощетинена направленными наружу ветвями и корнями. Другая, напротив, заперта в себе; все ветви-руки втянуты, скрещены и переплетены друг с другом.
Тристан в своем безумии устремлен вовне; Изольда же замкнута в кругу своего отчаяния – и в жизни, и после смерти.