На картине изображен белый овал с неправильной конфигурацией на черном мраморном фоне. Фон исполняет столь же важную активную роль, как и в реалистических портретах. Он скрашивает и одновременно подчеркивает сюжетную линию.
Внутри овала размещены различные формы. Основу композиции представляет черная ось, около нее группируются остальные компоненты. Ось имеет первостепенное значение, перекрывая остальные фигуры. Если взглянуть на все элементы в совокупности, то они напоминают по форме человеческое сердце.
Вытянутое снизу вверх изображение внизу слева напоминает подушечку пальца руки, которой хотят коснуться обнаженной поверхности важнейшего органа жизнедеятельности и чувствования.
Все формы картины имеют определенный символический характер и могут быть восприняты как своего рода азбука художника, не разгаданная до сих пор. Эта картина была написана Кандинским в период расцвета его творчества, в Москве, незадолго до своего отъезда в Германию.
Известный искусствовед Д. Сарабьянов сравнивал эту картину с ожившей в красках музыкой. В ней словно выражено состояние души художника, проникнутой глубокими внутренними чувствами. И одновременно в ней реализуется объективная интеллектуальная ситуация, раскрытая во внешний мир.
Имеется в виду отношение Кандинского к событиям революции и Гражданской войны в России.
“Белый Овал” одно из ключевых произведений Кандинского, это переход от абстрактного экспрессионизма первой половины 1910-х годов к рациональной системе абстрактного искусства, которая будет разработана в 1920-х годах, после его переезда в Германию, где он стал профессором знаменитой школы Баухаус.
Черная рамка, включенная в поле картины, создает некий экран и формирует контуры белого овала, который интерпретируется как форма и одновременно как пространство, которое включает в себя множество других форм. Кандинский эти создает картину внутри картины, где каждая форма открывается как пространственная перспектива. Например, овал в центре и коричневый овал в верхнем правом углу частично повторяют конфигурацию большого белого овала.
Все элементы можно рассматривать как следы “остаточного” ландшафтного видения. Они координируются вдоль диагональных осей, а длинные черные диагональные линии, простирающейся от нижней правой в верхнем левом углу картины балансирует весь комплекс противоположно направленных элементов, направленных из левого нижнего угла к верхнему правому углу. В результате всей композиции придается вращательная динамика.