Несколько названий у этого полотна – это и “Белый камень” и “Знак Чинтамани” и “Конь счастья”… И все имеют сокровенный, глубочайший смысл.
Во время Центрально-Азиатской экспедиции в селениях Монголии и Тибета Н. К. Рерих встречал изображения Белого коня, несущего на спине Сокровище Мира – Чинтамани. Монгольские и тибетские предания говорят, что в давние времена с далекой звезды упал на землю чудесный Камень – Чинтамани – Мира спаситель, посланный на помощь людям. Белый Конь Эрдени Мори несет его с вершин гор в долины.
По народным повериям, всюду, где появлялся Эрдени Мори, несущий Сокровище Мира, наступало счастье.
Вот как писал об этом Николай Константинович Рерих: “Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает все, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище. На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянно приходится встречаться с упоминанием об этом сокровенном чуде. …О нем сложены всевозможные предания и песни” “…Легендарный, испокон известный чудный камень, посещающий особо замечательные местности в особо нужное время”
На картине мы видим огромный белый камень с высеченным изображением коня с огнем на спине, на камне несколько важнейших астрологических и геометрических символов, рядом, внизу, второй камень, на котором выбита надпись тибетскими буквами: “Аум! о, сокровище в лотосе” .
Белый конь, спускающийся с пламенеющих в лучах зари скал, несет на спине знак трех сфер, объятых золотым пламенем. Этот знак, избранный Рерихом для Знамени Мира, принадлежит к числу древнейших символов человечества, он известен еще с эпохи неолита. Этот знак встречается в самых разнообразных культурах; во многих философских системах ему придается особое значение: в христианстве это Троица, а в буддизме – Триратна, то есть Будда, его Учение и его Община.
Н. К. Рерих писал об этом так: “Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак.
В этой картине много символики. Рассмотрим важнейшие для понимания замысла художника. Камень – белый цвет камня означает также Высшее Решение, что он есть План Шамбалы, проводимый неукоснительно, невзирая ни на какие препятствия врагов света – “невидимой черной ложи”. в восточном учении Шамбалы цвет камня означает также Высшее Решение, что он есть План Шамбалы, который проводится, невзирая ни на какие препятствия врагов света – “невидимой черной ложи”.
Также белый цвет – считается “мужским”, а фиолетовый – “женским”, в частности – напряженный фиолетовый – цвет матери Мира, на полотне присутствуют фиолетовые оттенки гор и камней, что явственно указывает на “женское обрамление” белого камня.
На камне вверху слева – Солнце с лучами света вокруг него Справа и ниже – Луна. Солнце и Луна символизируют Высший и Низший Умы человека. “Три круга в окружности” – это знак Шамбалы, и огонь на камне – символ Учения Огня. Камень с тремя кругами – символ Триединства: в круге Вечности – Прошлое, Настоящее и Будущее.
Символике коня на Востоке уделяют огромное внимание и Николай Константинович неоднократно обращался к этому символу. На коне пламя и в нем три Круга – Знак Шамбалы. Высокая Мысль несет Огонь, в котором символы преобразованы в Учение Огня и оно уже доступно людям, ибо написано буквами человеческих письмен.