Франца Клайна, известного американского художника, можно назвать одним из наиболее ярких представителей абстрактного экспрессионизма. Большое влияние на творчество Клайна оказала восточная каллиграфия и печатные иллюстрации. От первых было взято ограничение цветовой палитры тремя цветами – белым, черным и серым, от вторых – фактурные модуляции, обостряющие ощущение пространства.
Так, в его работе “Белые формы” – белое пространство, на котором возникли из “ниоткуда” широкие черные мазки, создающие видимость парения в свободном пространстве. Клайн старался привлечь внимание зрителя не только к черным мазкам, но и к тому, как меняется под их влиянием белый фон. В нижней части картины сохранена девственно-чистая белая поверхность, которая словно затягивает зрителя в глубину полотна.
Клайн искал свои образы в полуразрушенных или недостроенных сооружениях – железнодорожных балках, мостах, строительных лесах, передавая выразительность “ломающегося” образа решительными неожиданными штрихами кисти и контрастным соотношением плотного черного и белого.
Творчество Клайна не находило понимания со стороны критиков, его работам даже отказывали во всяком наличии чувства, гармонии и ритма. Однако, безусловно, особая внутренняя наполненность и напряженность абстрактной живописи Клайна нашли своего почитателя, яркая “кричащая” экспрессия контрастных летучих композиций не оставили равнодушными истинных поклонников современной живописи.
В более позднем творчестве Клайн обогащает палитру, начиная в полной мере применять яркие цвета, однако это не делает полотна Клайна менее экспрессивными или менее живыми. Использование нескольких цветов позволило Клайну воспроизвести некоторые тональные градации, которые возникают при энергичном нажиме кистью и вызывают у зрителя иллюзию трехмерности. Клайн стремится противопоставить миру, наполненному стандартными картинами, уникальность полотен, которые с предельной силой выражают движение живой человеческой руки.