Сохраняя сопричастность трагическим моментам истории русского народа на протяжении всего своего творчества, в 1909г Сергей Иванов пишет одну из своих последних работ под названием “Баскаки”. В своем творчестве живописец стремился передать боль народной души, обыденную жизнь древней Руси, полную тягот и лишений, а не грандиозные и победные сражения.
Порабощенные и униженные, но сохранившие свою самобытность и уклад жизни, люди вынуждены платить ордынцам дань утварью, плодами своего труда в зависимости от промысла. На полотне художника ярко прописан сюжет, когда откупщик-баскак, не спускаясь с коня, взирает на уже приготовленную подать, которую сверяют по спискам и загружают в телегу вынужденные русские помощники.
Перед ним разложено лучшее добро, связанные и предназначенные в рабство девушки и юноши стоят на коленях. Автор изобразил их яркими пятнами на первом плане, как образ многовекового плененного положения русичей в разрозненности, без возможности сопротивления. Рядом с баскаком и вокруг него неброско, но неотвратимыми темными пятнами показаны воины татаро-монгольской орды.
Сопровождая представителей хана, они готовы любой момент по малейшему знаку к взысканию недостающей части сбора, убивая и грабя всех.
Картина создает невероятное чувство присутствия и сопричастности происходящего действа, что для того времени было новаторством и признаком модернизма в жанре исторической живописи. Выразительность поз и силуэтов, яркость и чистота цветовых пятен, необыкновенная лаконичность и декоративность, остроте чувство драматизма являются отличительными, характерными признаками работ Иванова, который не мог довольствоваться милыми бытовыми сюжетами, которые были характерны передвижникам.