Первые проявления искусства Возрождения в Нидерландах относятся к началу 15 столетия. Нидерландские мастера еще в 14 веке пользовались большой известностью в Западной Европе, и многие из них сыграли важную роль в развитии искусства других стран. Однако почти все они не выходят из русла средневекового искусства. Причем менее всего заметно приближение новой поры в живописи.
Развитие ренессансных тенденций в Нидерландах протекало другими путями.
Эти пути были намечены в нидерландской миниатюре начала 15 столетия. Нидерландские миниатюристы еще в 13-14 веке пользовались самой широкой известностью; многие из них выезжали за пределы страны и оказали весьма сильное влияние на мастеров, например, Франции. И как раз в области миниатюры был создан памятник переломного значения – так называемый Туринско-Миланский часослов.
По художественному совершенству и по своему значению для искусства Нидерландов среди миниатюр Часослова выделяется группа листов, созданных, по всей видимости, в 20-х годах 15 века.
Автором их называли Губерта и Яна ван Эйков или условно именовали Главным мастером Часослова. Первые живописные произведения, которые, подобно миниатюрам Туринского часослова, можно уже причислить к ранним ренессансным памятникам искусства, были созданы братьями Губертом и Яном ван Эйк. Братья ван Эйк, Губерт и Ян – сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса.
О Губерте почти ничего неизвестно.
Ян был, видимо, весьма образованным человеком, изучал геометрию, химию, картографию, выполнял некоторые дипломатические поручения бургундского герцога Филиппа Доброго, на службе у которого, между прочим, состоялась его поездка в Португалию. О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20-х годах, и среди них такие, как “Жены-мироносицы у гроба” , “Мадонна в церкви” , “Святой Иероним” .