Темное наполненное печалью полотно Винсента ван Гога 1886 года является автопортретом, одним из многих, но, пожалуй, самым настоящим из всех. Это откровение в масле, написанное еще до полновесных проявлений безумий и отрезанной мочки уха художником, до помещения его в психиатрическую больницу.
Работа выбивается из постимпресионистического течения и отвергает импрессионизм, с его яркими красками и мгновениями радости. Взгляните сами, сколько темных красок и сажи в масле. Скорбь и печаль о неудавшейся любви и одиночестве сквозит в каждом штрихе кистью.
Автопортрет, как автопечаль, сизый и глубокий по содержанию, олицетворяет всю жизнь художника, начиная с самого детства, полного наказаний и непониманий, до зрелой жизни с его непринятой любовью. Винсент ван Гог не был портретистом. В связи с неполным обучением в общеобразовательной и художественной школах, он выработал собственный стиль письма, наугад, говоря, что в живописи не важен талан, а лишь усердие даст свои плоды.
Быть может, поэтому его автопортрет настолько плоский насколько объемен смысл работы.
Пытаясь наделить жизнью собственное изображение, он выбелил правую сторону лица, скорее, наделил свечением с зеленой поволокой. Тем самым подчеркнул болезненный цвет кожи. Его худоба кажется больной. Узкое лицо вытянуто в овал, а скулы выделяют ямки впалых щек. Глаза совершенного неясного цвета, без бликов, без жизни, без радости, наполнены печалью и глубиной переживаний.
Обратите внимание на опущенные уголки глаз, словно никогда не знал веселья этот человек. Не смеялся, искажая лицо мимическими морщинами радости, “гусиных лапок” у глаз, как должно для многих людей.
Несмотря на то, что автопортрет был написан Винсентов в теплом колорите, здесь много бистра, сепии в смеси с берлинской лазурью и сажей, отсюда работа обладает прохладой восприятия. Само письмо ван Гога аккуратное и ровное. Мазки растушеваны до блеска на дальнем плане.
Свой образ художник проработал до мелочей – морщинки, блики на шарфе, рыжина волос. Печальный образ самовыражения тяготит зрителя, впрочем, как и жизнь самого художника. Нельзя сказать, что он был счастлив, но ранние автопортреты Винсента, все же, более яркие и радостные по содержанию и колориту.