За свой творческий путь Гоген создал не один автопортрет, при этом каждая из его работ данного жанра носила свою толику оригинальности и новаторства. Автопортрет в шляпе был начат еще на Таити, а вот последние завершающие штрихи были сделаны живописцем уже в Париже.
Себя Гоген изобразил на портрете почти в полупрофиль – поднятые брови, отведенный в сторону взгляд, упрямый волевой подбородок. Но не только сама фигура художника привлекает внимание ценителей творчества живописца, но и фон на котором он себя изобразил. Без всякого труда на нем можно разглядеть одну из самых известных картин мастера – “Дух мертвых не дремлет”, правда, острый глаз сразу подметит, что работа эта дается Гогеном в зеркальном отображении.
На оригинальном полотне голова Техуры лежит справой стороны, в то время как на автопортрете мы различаем силуэт девушки, голова которой покоится на подушке со стороны левой.
Живописец очень любил этот прием – “вспоминать” в новых работах уже созданные полотна, при этом никогда не сосредотачиваясь на точном цитировании. Чаще всего художник демонстрирует лишь фрагмент уже знакомого полотна.
В техническом плане Гоген следует своему стилю – в работе преобладают чистые цвета, заключенные в четкие ясные линии. Присутствие ярких узоров, как колористических элементов также свойственно почти всем полотнам автора.
На полотне сам живописец предстает перед зрителем каким-то отрешенным, и даже настороженным. В самом деле, судьбе Гогена на этом отрезке жизни вряд ли можно позавидовать – отъезд из Полинезии и разочарование в этом крае, разрыв с беременной Техурой, тяжелые отношения с Анной Яванской, смерть горячо любимой дочери от пневмонии, постоянная критика и непонимание публики.
Гоген ненадолго задержится в Европе. Уже через пару лет он снова вернется на Таити, а затем переберется на Маркизские острова, не найдя на континенте ни спокойствия, ни счастья, ни признания.