Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Здесь видны особенности обоих стилей.
Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом, и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер.
Связующим элементом тут, конечно, является смерть, и если этот автопортрет – шутка, то она исполнена черного юмора.