Более тридцати раз великий художник писал свои собственные портреты. При желании нечто общее можно найти в каждом из них, но если бы не было фотографий мастера, мы так бы и не узнали, как он выглядел на самом деле.
Всякая картина для художника – это не только воспроизведение окружающего мира, но и привнесение в этот мир самого себя. Для такого непростого, сложного и особенного художника, как Пикассо, автопортрет – это способ передать свои внутренние ощущения и свою творческую программу в особенные, ключевые моменты своей жизни.
Автопортрет 1901 года – начало депрессивного “голубого” периода. В это время художник переживает первый в своей жизни кризис, его искания не находят отклика в народе. Он не может продать ни одной работы, его душевное состояние граничит с полным отчаянием.
Так всегда случается с творческим человеком, видение мира которого никак не согласуется с царящими в обществе традициями и эстетическими воззрениями. Что ж, художники часто опережают свое время. Холодный голубой цвет фона сменяется темно-синим цветом плаща и черным цветом волос и бороды героя.
Этот холодный вихрь красок захватывает зрителя и указывает путь к расшифровке авторской идеи.
Центром работы становится лицо героя: практически белое, безжизненное, застывшее. Кожа натянута на череп, впалые щеки, плотно сжатые бескровные губы. Колкий, затравленный взгляд, наглухо застегнутый плащ – все свидетельствует о творческом одиночестве, отстраненности от чужого и холодного мира. В простоте линий плаща уже угадывается “новый” Пикассо, а лицо, прорисованное тщательно, скорее представляет уходящую эстетику мастера.
Эта переходная фаза, несущая столько страданий художнику, и составляет предмет изображения автора.