Настоящий примитивизм Ларионова начинается с полотен “Солдатского цикла”, впервые выставленных на “Бубновом валете” в 1910 г. Здесь тоже четко прослеживается натурная линия и линия вывесок. К натурному слою относятся работы “Близ лагеря” и “Утро в казармах”. Полотна “Курящий солдат” и “Солдат верхом” – ярчайшие представители вывесочной манеры ларионовского “чистого” примитивизма.
Примечательно, что в этих полотнах Ларионов стал напрямую обращаться к зрителю с помощью многочисленных подписей на своих холстах. Так, например, над изображением сабли он надписывал “сабля”, а над солдатом с гармошкой – “солдат”. В одной из картин он помещает эти подписи на забор, они словно начертаны мелом, на других картинах такие надписи выведены уже непосредственно на самой поверхности холста и предназначаются, как на лубках или вывесках, непосредственно для публики.
Автопортрет Ларионова, который он представил на выставке “Бубнового валета”, явился своеобразным вызовом Ларионова публике. Сам автор появился перед зрителями облаченным в ту же “скоморошью маску”, которую он надевал на других своих персонажей. Ларионов не удержался от возможности самому “сыграть на подмостках своих полотен”.
Художник изобразил себя в образе солдата-гаера, балагура и весельчака. Зритель видит фигуру в солдатской нижней рубахе с голой шеей и казарменной стрижкой.
Игровая эстетика портера здесь, пожалуй, наиболее отчетлива: автопортрет является вызывающе-гротескным обращением к балаганной толпе, и в этом участвует не только простое лицо с обезоруживающей белозубой улыбкой, но и авторская надпись, сделанная над плечом солдата: “собственный портрет Ларионова”.