“Символический автопортрет с нимбом” или “Автопортрет-гротеск” был создан художником в 1889 году и относится к Бретонскому периоду творчества живописца.
Примечательна история создания работы. Однажды заурядная небольшая гостиница в Ле Пудальдю принимала Гогена с его друзьями. Хозяин гостиницы, узнав, что среди его гостей есть художники, попросил украсить их стены и мебель росписью.
Гоген выбрал для себя дубовый шкаф, и именно на его двери создал необычный портрет, изобилующий сложными символами.
Свое лицо с губами сложенными в чуть заметной ухмылке и лукавым взглядом, устремленным куда-то в сторону, Гоген изобразил на ярком фоне из двух цветовых зон – красной и желто-оранжевой.
Сегодня творчество и художественное наследие французского живописца тщательно изучено и исследовано, и многим работам были даны любопытные трактовки, хотя и неизвестно действительно ли автор вкладывал в них подобный символизм, или же это были аллегории иного толка.
Так или иначе, принято считать, что две цветовые полосы – это два полярных антагонистических мира: красная – реальная жизнь, земная; желтая же – сияние божественной печати. Между ними расположился Гоген. Змея и яблоки – библейский символ искушения, а нимб над головой художника, несомненно, свидетельствует о высоком предназначении.
Автор как будто с самим собой философствует о противоречиях, с которыми сталкивается человек, находясь на перепутье белого и черного, небесного и земного.
Вся картина лишена глубинности, мы видим плоскостное изображение. Яркие краски свидетельствуют о тяготении к декоративности, которая найдет выход в его таитянских картинах.