Незаконченный автопортрет итальянского художника Помпео Батони. Размер портрета 75 x 44 см, холст, масло. Итальянский живописец Помпео Джирламо Батони родился 25 января 1708 года в Лукке в семье ювелира Паолино Баттони. Учился живописи в родном городе у Ломбарди и Бруджери.
В 1727 году в возрасте 19 лет Помпео Батони оставил процветавшую ювелирную мастерскую отца; целью молодого художника становится изучение живописи в Риме. После переезда в Рим Батони некоторое время учился и работал в мастерской художников Конки и Мазуччи. В Риме Батони проводил время, изучая древние античные скульптуры и фрески Рафаэля, Микеланджело, Ганнибале Карраччи в Ватикане.
Со временем в художественных кругах Рима распространяется известие о способностях художника в копировании классических скульптур.
Работы Помпео Батони пробуждают интерес у англичан, интересующихся антиквариатом, и римских коллекционеров. Воспитавшись на антиках и творениях Рафаэля, Батони сначала пытался бороться против манерного направления своего времени, но не пошел дальше академичности в стиле барокко. В 1729 году Батони вступает в брак с Катериной Сетти. Началу широкой известности и дальнейшей славы художника положил случай.
Ища убежище от внезапного сильного ливня, граф Габриели Валетта Габбио укрылся в аркаде Дворца Консерваторий, где встретил молодое дарование – живописца Помпео Батони, который писал древний барельеф.
Восхищенный способностями художника и точностью его рисунка, граф пожелал увидеть его картины и был так поражен талантом Батони, что тотчас предложил ему работу по созданию алтаря часовни семьи Габриели. Затем последовали другие заказы графа – картины “Видение святого Филиппо Нери”, “Триумф Венеции” и “Аллегория Искусства”.
Творчество и слава Батони, как художника исторического жанра, особенно поддерживалась благородными меценатами Лукки, Флоренции и Форли, для которых живописец создавал мифологические и культовые картины. Смерть жены Катерины в 1742 году оставила Батони вдовцом с пятью детьми. К самым лучшим картинам Батони относят – “Падение Симона-мага” в церкви Санта-Мария дели Анджели в Риме; дышащая негой “Кающаяся Магдалина” ; “Святое Семейство”; “Кентавр Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде” и “Воздержность Сципиона” ; “Семейство Дария перед Александром” ; “Сердце Иисуса” ; “Плафон галереи Коллона” в Риме.
В 1747 году Батони женился на Лючии Фаттори, которая родила в дальнейшем художнику семерых детей.
Трое из них по мере взросления в дальнейшем помогали Батони в его мастерской. Начиная с середины 1750-х годов Батони работал преимущественно как портретист, придав этому жанру в Италии статус одного из ведущих жанров художественного искусства. Батони пользовался громадной славой как портретист.
Он писал портреты пап: Бенедикта XIV, Клементия XIII и Пия VI; императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского. Портреты Помпео Батони оказали огромное влияние на европейскую живопись последней четверти 18 – начала 19 столетий, на творчество других неоклассицистов, в частности таких как Антон Рафаэль Менгс, Доменико Корви, Ангелика Кауфман.
Традиции художника Батони, воплощенные в портретах англичан и ирландцев, путешествовавших по Европе в рамках “Большого Турне”, были продолжены в Англии Джошуа Рейнолдсом. Возведенный императором Священной Римской империи Иосифом II за свое творчество в дворянское достоинство, художник скончался 4 февраля 1787 года в Риме.