Автопортрет Лукаса Кранаха Старшего, портрет создан художником в возрасте 77 лет. Собственно, картина так и называется “Автопортрет на 77 году жизни”. Размер 67 x 49 см, дерево, масло. Первая треть 16 века была для Германии периодом расцвета ренессансной культуры, протекавшего в обстановке напряженной борьбы сословий в эпоху реформации.
Крестьянские волнения, к которым присоединились городские низы, к концу первой четверти 16 в. переросли в мощное революционное движение, захватившее обширные пространства юго-западных германских земель.
В ряде восстаний нашли исход оппозиционные настроения рыцарства и бюргерского населения городов. Революционный подъем выдвинул ряд замечательных личностей. С именами героического вождя крестьянской революции Томаса Мюнцера, руководителей рыцарских восстаний Франца фон Зиккингена и Ульриха фон Гуттена, главы немецкой реформации Мартина Лютера связана одна из самых ярких страниц истории Германии. Пережитая Германией в первой четверти 16 века революционная борьба имела огромное значение для всестороннего развития немецкой культуры.
В течение Этого периода страна переживала высокий духовный подъем. Революционные идеи, порожденные ростом народного самосознания, двигали вперед науку, философию, искусство, живопись, граверное дело.
Начало 16 столетия в Германии было отмечено расцветом гуманизма и светской науки, направленных против пережитков феодальной культуры. Возрастал интерес к античности, древним языкам. Все эти явления принимали в Германии своеобразные формы. Здесь не было той последовательности философских воззрений, которая у итальянских мыслителей приводила к безоговорочной вере в человеческий разум. Гораздо сильнее ощущалось присутствие теологического начала; гораздо больше было путаницы, противоречивости, сбивчивости понятий.
На первую четверть 16 века приходится наиболее успешний период творчества немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего. Художник Кранах состоял в дружеских отношениях с предводителем реформации Мартином Лютером, иллюстрировал несколько его сочинений, поэтому творчество художника достаточно полно отражает это время немецкой истории. Лукас Кранах родился в местечке Кронах во Франконии.
О ранних годах жизни художника известно только то, что в 1500-1504 годах он находился в Вене; в 1504 году Кранах был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, а потом до конца жизни работал при дворе его преемников. В Виттенберге Кранах занимал положение видного богатого бюргера, неоднократно бывал бургомистром города, стоял во главе обширной мастерской, выпускавшей огромное число произведений, вследствие чего в настоящее время не всегда возможно выделить подлинные картины самого художника.
Особенно большое место в картинах Лукаса Кранаха занимает природа; наряду с Альтдорфером Лукас Кранах может считаться родоначальником искусства пейзажа и Германии. Внимание к природе свойственно мастеру, начиная с самых ранних дошедших до нас работ. Определяющую роль играет пейзаж в его известной берлинской картине “Отдых на пути в Египет”, 1504 года. Здесь, пожалуй, у Кранаха наиболее живо изображена природа родной Германии. Правдиво изображен северный лес, тесно обступающий расположившихся на цветущей полянке Марию с младенцем и Иосифа.
Как и Альтдорфер, Лукас Кранах любовно передает все детали пейзажа – деревья, цветы, травы. Он вносит в трактовку евангельской легенды элементы жанрового повествования, отодвигая на второй план религиозное содержание.
От традиционных приемов художественной интерпретации церковного сюжета отступает художник и в “Распятии” 1503 года. Чрезвычайно занимательны созданные Лукасом Кранахом гравюры на дереве и меди, воспроизводящие сцены из жизни придворного общества Виттенберга.