Эгон Шиле написал много автопортретов, среди них безусловно выделяется “Автопортрет с китайским фонариком и фруктами”, написанный в 1912 году. Выдающийся шедевр художника, где безупречная техника живописи и полная гармония образа производят неотразимое впечатление. Этим портретом хочется долго любоваться и, наконец, понять, что именно рассматривает он так пристально, о чем так сосредоточенно думает.
Здесь нет ни изломанных линий, ни ярких цветовых пятен, только нежнейшее сочетание цветов, а китайский фонарик просто околдовывает своей изысканной красотой.
На этом портрете художник погружен в себя, в свои размышления. Взгляд очень отстраненный и эти громадные темные глаза отражают движение души, вечный поиск новатора.
Насколько контрастно выглядит автопортрет, написанный в 1914 году. Прошло всего два года, но как изменился мир и художник, а главное изменилось отношение к миру, здесь нет философской созерцательности или само погружения, только очень пристальный взгляд. Он здесь как оголенный нерв, ему почему-то больно и эта боль передается нам через время и пространство.
И только истинный художник может это состояние выразить скупыми живописными средствами.
Белый фон листа абсолютно нейтрален. Мастер, работая жесткой линией и броским цветом, лишает свое тело уверенности и придает движениям резкий, нервозный характер. Очертания фигуры неправильны и угловаты.
Единственный яркий, кричащий оранжевый тон усиливает экспрессию.