Автопортрет Джорджоне, картина написана художником в достаточно зрелом возрасте. Размер портрета 52 x 43 см, холст, масло. Точная дата создания портрета неизвестна. Вероятно, автопортрет в облике Давида; возможно, картина венецианского художника первоначально изображала Давида и Голиафа, но в дальнейшем нижняя ее часть с головой Голиафа была отрезана. Джорджоне, итальянский художник, первый по времени в плеяде ведущих мастеров венецианской живописи чинквеченто 16 века.
Родился в маленьком городке в Венето, поэтому его именовали также “Дзордзо из Кастельфранко”.
В целом биография Джорджоне полна лакун и загадок: она строится в основном на легендах, косвенных данных и стилистических параллелях, поскольку подлинных документов о нем сохранилось крайне мало. Но таинственно, в первую очередь, само его творчество. Джорджоне был учеником живописца Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его теплого колорита, даже превзошел его в этих качествах. Главным местом его деятельности была Венеция.
Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.
С достаточной определенностью Джорджоне, прожившему совсем короткую жизнь, приписывается совсем немного, один или два десятка картин, причем все самые характерные и знаменитые из них каждая по отдельности представляют собой волнующую, до сих пор не раскрытую загадку. Дело в том, что Джорджоне гораздо решительнее, чем все его современники перешел от композиций, основанных на четких символических программах, к свободным поэтическим импровизациям, смысл которых прихотливо меняется в зависимости от настроения зрителя.
Этот мечтательный лиризм сопряжен у него с замечательным живописным мастерством: тонкая световоздушная дымка, т. н. “сфумато ” обеспечивает пространственное единство, сочетаясь с предельно точными, знаковыми цветовыми акцентами и плавной композиционной ритмикой, гармонично связывающей фигуры с символическими деталями. В этих деталях нередко находили оккультные смыслы, – но все же главные секреты носят здесь сугубо эстетическое значение, выражая любовь мастера не столько к шифрам или иносказаниям, сколько к общей атмосфере романтической недосказанности.
Как известно, ни на одной из картин, приписываемых художнику, нет подписи Джорджоне; некоторые из его неоконченных произведений известны только по копиям и гравюрам. Поэтому атрибуция картин художника представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства уже в 16 веке. Выставка “Джорджоне и джорджонески”, проходившая в Венеции в 1956 году, внесла некоторую ясность в атрибуцию.
В настоящее время большинство исследователей творчества Джорджоне и историков искусства высокого Возрождения считает, что кисти Джорджоне принадлежит около 20 картин. Среди работ, приписываемых Джорджоне, особенно замечательны: алтарный образ собора в Кастельфранко ; картины “Мадонна с младенцем в пейзаже” , “Мадонна за книгой” , “Юдифь” , “Три философа” , “Спящая Венера” ; “Поклонение пастухов” ; “Сельский концерт” . Знаменитая картина “Гроза” , которую теперь считают несомненно принадлежащей кисти Джорджоне, является одной из первых картин в венецианской живописи, где главным предметом изображения стали пейзаж и атмосферные эффекты.
Искусство Джорджоне обогатило венецианскую живопись новым пониманием проблем композиции, цвета и живописной фактуры, а также расширило круг ее сюжетов; оно стало образцом для его самого знаменитого ученика – Тициана. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Джорджоне ушел из жизни внезапно, совсем молодым, став, скорее всего, жертвой какой-то эпидемии типа чумы. Его авторитет в веках сохранялся достаточно прочно.
Джорджоне даже называли “первым подлинно современным художником”, считая его ранним предтечей романтизма. В 19 веке славу его упрочил Эдуард Мане, повторив в своем знаменитом “Завтраке на траве” главные мотивы его “Сельского концерта”.