Автопортрет великого испанского художника Диего Веласкеса. Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. Автопортрет написан живописцем в возрасте сорока лет, в годы расцвета своего таланта, в годы, когда современники стали называть Веласкеса “художником Истины”.
Удивительный мир, созданный в своих картинах Веласкесом, завораживает своей тонкой ирреальностью и безусловной метафизикой, успешно влияющих уже сотни лет на очарованных зрителей разных эпох и народов. Самый великий живописец испанской школы родился в Севилье в 1599.
Детство Веласкеса было достаточно обеспеченным, он смог получить хорошее образование. По утверждению биографов, уже в раннем возрасте будущий художник схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и с юных лет стал собирать библиотеку, которая к концу жизни живописца выросла в собрание, поражавшее современников своими масштабами и универсальностью. Судя по составу книг и рукописей этой библиотеки, Веласкес на протяжении всей жизни серьезно интересовался литературой, архитектурой, историей, философией, математикой и астрономией, читал на латыни, итальянском и португальском языках.
Однако, в двенадцатилетнем возрасте Диего Веласкес окончательно решил стать художником. Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко, на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году. В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе. В следующем году художник был призван ко двору короля Филиппа IV главой правительства Испании, первым министром, герцогом Оливаресом.
Этот портрет короля произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты. Естественно, Веласкес без колебаний принял это предложение. Таким образом, в возрасте 24 лет, Веласкес имел счастье внезапно стать самым престижным живописцем страны, и в дальнейшем он удерживал свое положение первого и единственного художника-фаворита короля на протяжении всей оставшейся жизни.