Картина “Авиньонские девицы” или в первоначальном варианте “Философский бордель” по-настоящему эпатировал публику. Даже друзья мастера не приняли дерзкое произведение.
В 1906 году Пикассо увлекся африканской культурой, открытие и исследование которой ознаменовал начало века. На мастера оказали огромное влияние скульптура и грубые негритянские маски, обладающие магической силой. Этот богатый культурный пласт стал эффективным толчком для Пикассо, разительно обновив его методы и стиль.
“Авиньонские девицы” сочетают в себе непосредственное влияние африканского искусства и творчества импрессионистов, в частности, Сезанна.
Сюжет навеян посещением одного из борделей Барселоны. Как утверждал сам Пабло Пикассо, ни над одной картиной он так скрупулезно не работал, потратив на нее целый год.
Искусствоведы считают это полотно отправной точной кубизма, ведь здесь фигуры девушек представлены не в реалистичном понимании, а в виде геометрических фигур и объемов – острые углы, точные простые линии, конструктивность.
Группа девушек на фоне занавески создает абсолютно новую реальность. Впоследствии такое авангардное представление человека станет фирменной “фишкой” мастера, благодаря чему узнать его индивидуальный стиль не составит труда даже человеку совсем далекому от изобразительного искусства.
Не сразу бросается в глаза небольшой, несколько схематичный натюрморт внизу полотна – это изображение фруктов, подчеркивающее расслабленно-откровенную обстановку борделя Каррер д’Авиньо.
Также эту работу можно рассмотреть как конгломерат всех периодов художника – правые девицы нарисованы в африканских масках, знаменующих рождение кубизма, остальные же нарисованы в антураже голубых или розовых тонов, напоминающих зрителю об ушедших “голубом” и “розовом” периодах.
Интересно то, что согласно рентгеновским снимкам первоначальный вариант картины был совсем другим – на полотне помимо девушек присутствовали моряки и студент-медик с черепом в руках. Однако отчего-то Пикассо отказался от первоначальной задумки, и изобразил лишь пять обнаженных девушек.
Картина явилась своего рода психологическим вызовом обществу, и не глядя на негодование оного, Пикассо очень любил эту работу, возведя ее в разряд хрестоматийной. Мастер решился продать ее лишь в 1924 году.