Тема аутодафе, то есть сожжения еретиков, была одной из почитаемых в испанской церковной живописи. Изображения на эти темы не только украшали за алтарные пределы, но часто размещались рядом с большим алтарем. Так и эта работа: сначала предназначавшаяся для небольшой композиции в галерее монастыря Санто-Доминго де Авила, она была перенесена в храм и установлена близ главного алтаря.
Картина изображает расправу над альбигойцами, чинимую папским правосудием под председательством Святого Доминика. Альбигойцов, проповедовавших апостольское христианство и строго нравственную и уединенную жизнь, сначала называли “добрыми людьми”, а после их отлучения от церкви на соборе в Тулузе в 1119 году – “тулузскими еретиками”.
В ХIII веке против них был объявлен крестовый поход, война длилась больше 15 лет. В результате прекрасные и цветущие провинции Прованса и Верхнего Лангедока были опустошены. Папа послал туда целую армию инквизиторов, в основном доминиканцев, которые возводили упорствующих альбигойцев на костер.
Еще в XIV веке инквизиция свирепствовала в тех местах. Верхнюю часть композиции занимает трибунал, восседающий со штандартом инквизиции под высоким балдахином. Зачитан смертный приговор, отдаются и исполняются последние распоряжения, священник призывает осужденных покаяться перед смертью, публика ждет неминуемой расправы над еретиками.
Внизу – двое осужденных На сожжение. Они привязаны к столбам на помосте, а рядом схематично изображен огонь. Еще ниже стоят другие осужденные; они в “Сан-Бенито” – специальных колпаках и одеждах для казни с надписью “приговоренный еретик”.