В 1927-1928 годах де Кирико неоднократно обращается к теме археологии. Совпадая по времени с “гладиаторским” циклом, Цикл “археологический” тоже апеллирует к театральности и зрелищному отображению действительности. Герои – два сидящих в креслах манекена.
Одетые в тоги, они держат на коленях макеты мест раскопок и археологических открытий. Ноги обоих метафорических археологов высечены из мрамора, как и архитектурные памятники у них на коленях. Кажется, что застывшие в неподвижности фигуры и сами постепенно становятся античными статуями.
Художник обезличил своих героев.
Вместо радостного разглядывания открытий де Кирико предпочел показать материальные результаты раскопок… Все предметы находятся в замкнутом пространстве. Взгляд зрителя сначала направлен на стену на заднем плане, потом как бы отражается от нее и упирается в два манекена вместе с собранием греческих и римских археологических находок.
Контрастные цвета – белый и черный – двух кресел, полукруглый контур рук археологов подводят взгляд к центру картины – нагромождению античных строений.
Цель художника – воспеть эти древние руины, которые служили источником его вдохновения долгие годы. Андреа де Кирико неоднократно отмечал, что Древняя Греция и археология – это аутентичные элементы, необходимые для экзистенциального равновесия его брата-художника.
В “Археологе в храме” де Кирико делает акцент на архитектурных элементах комнат. В левой части работы можно опять увидеть разнообразные измерительные приборы – угольники, линейки и циркуль.
Главная героиня картины застыла в элегантной позе – левая рука покоится на уменьшенном фрагменте античного строения, а безликая голова меланхолически склоняется к ней. Похоже, женщина-археолог обожествляет свою работу, уподобляет ее священное лужению, и, находясь на раскопках, ведет себя, словно находится в храме. Однако этот храм для настоящего археолога – дом родной.
Как и сама археология для влюбленного в нее художника Джорджо де Кирико…