Апостол Иаков, сын Зеведеев, был одним из первых учеников, призванных Иисусом. Как и его брат Иоанн, а также Петр и Андрей, он был рыбаком. На страницах Евангелий описывается, что Иаков был среди ближайших учеников Господа.
Он сопровождал Христа и на горе преображения, и в Гефсиманском саду. Среди всех апостолов, он первым принял мученическую смерть, и причем, единственную, упомянутую упоминается в Библии:
В Испании Апостола Иакова особо почитали. Согласно легенде, после его смерти, тело положили в лодку, и пустили по морю. Лодку прибило к берегам Испании, место нахождения мощей Святого Иакова монаху-отшельнику указала звезда. Позже этом месте возник город Сантьяго-де-Компостела и была возведена церковь.
По преданию, Иаков проповедовал на территории Испании, ради этого совершив путешествие из Израиля. Исходя из вышесказанного, Апостол Иаков почитается покровителем Испании, а также покровителем паломников. Традиционно его изображали с посохом в руках.
Примечательно, что обычно Иакова изображали в образе Апостола, лысого седобородого строгого старца или в зрелых годах, с узкой бородкой. Обычно его черные или каштановые волосы на картинах разделены на прямой пробор, как на изображениях Иисуса, пряди обрамляют лицо. Также его изображали с мечем, реже свитком, в руках.
В более поздних трактовках, особенно в групповых изображениях апостолов, его отличает посох паломника.
В более поздние столетия Апостола Иакова начали изображать в образе Паломника – в широкополой шляпе, дорожном плаще, с посохом и сумой. Особым атрибутом Иакова считалась ракушка, закрепленная на шляпе, одежде или суме.
Особенной популярностью в Испании пользовалось изображение Иакова в образе Воина церкви – рыцаря в сверкающих доспехах, на коне, в развевающемся плаще. Под копытами коня изображались павшие враги. По преданию, Иаков неоднократно помогал испанцам в битвах с маврами, был основан Орден Святого Иакова.
В картине Эль Греко встречаем совершенно иную трактовку образа апостола. Он скорее похож на испанского идальго. Художник изобразил молодого человека с тонкими, удлиненными чертами лица, с изящными пальцами. Создается впечатление, что он одет не в бесформенный хитон, а скорее в элегантный костюм, скрытый в полутьме и под плащом.
Левая кисть крепко, словно копье, сжимает посох. Довольно необычно положение правой кисти – традиционная для Эль Греко кисть с сведенными вместе средним и безымянным пальцами расположена горизонтально, ладонью вверх. Округлые складки плаща находятся на некотором расстоянии от ладони.
Все это производит впечатление, что на ладони у него находится нечто невидимое.
Глаза Иакова сфокусированы на определенной точке, вероятно задумывалось так, что он взирает на Христа, картина с изображением Которого располагалась в центре группы картин, в окружении изображений учеников. Перед зрителем предстает задумчивый и кроткий образ молодого апостола. Это не бедный провинциальный рыбак из Галилеи, а скорее, аристократ и интеллектуал, присоединившийся к группе учеников, дабы услышать Благую Весть из первых уст.