Картина стала первым произведением, созданным Ивановым за границей и, соответственно, первым итогом соприкосновения художника с искусством античности и Ренессанса, с классической традицией европейского искусства.
Три обнаженные фигуры напоминают древнегреческую скульптуру. Следуя описанию Овидия в “Метаморфозах”, художник изобразил Аполлона – бога, покровителя искусств, и его юных спутников – поющего Гиацинта и Кипариса, играющего на свирели.
Аполлон, Кипарис и Гиацинт олицетворяют собой три возраста, три вида прекрасного – возвышенное, чувственное и трогательно-наивное и три ступени восхождения человека к совершенству. Прообразом Аполлона в картине Иванова послужила знаменитая статуя Аполлона Бельведерского. Для создания образа Кипариса художник частично использовал этюд, написанный с мальчика-пиффераро.
Античные персонажи, озаренные рассеянным, золотистым светом, естественно и свободно расположились среди величавой природы. Много работая на натуре, художник пытался добиться синтеза древнего искусства и живых наблюдений над природой.
Именно здесь, в этой не до конца завершенной картине наиболее последовательно отразилась самая светлая сторона ивановского творчества. Художник писал картину, что называется “для себя”. Позднее, утратив, по его словам, “веселое расположение духа”, он не смог дальше работать над этой темой и потому оставил свой холст незаконченным.
Юношеское произведение Иванова принадлежало к числу самых любимых созданий художника.