Валентин Серов всегда был близок к театру, особенно к музыкальному. Во-первых, потому, что его отец был известный музыкант, и еще более известный критик. Во-вторых, это обусловлено временем – конец XIX века был ознаменован стиранием границ между видом искусств – синкретичность и синтетичность были объявлены главными девизами.
“Анна Павлова в Сильфиде” представляет собой рисунок, предвосхитивший афишу для частного театра Дягилева над которой работал художник. На синем холсте, мастер изобразил мелом грациозную балерину – Анну Павлову, которая считалась олицетворением русского балета, застывшую в па. По этому эскизу были изготовлены афиши в полный рост знаменитой танцовщицы и расклеены по всему Парижу, где проходили в это время “Русские сезоны”.
Необычные плакаты не только привлекли внимание, а вызвали настоящий переполох.
И сегодня, глядя на эту работу, не устаешь восхищаться гибкой фигурой знаменитой балерины – тоненький стан, изогнутые руки, изящные ножки в пуантах и пышное платье. Кажется, фигура сделана сплошь из хрусталя. Необычайное мастерство художника – бесспорно. С кем только не сравнивали Павлову, изображенную на плакате: с волшебным облаком, игривым пламенем, кружащим осенним листком.
В этой скромной по сюжетному наполнению картине, Серов необъяснимым образом сумел одними лишь линиями создать шедевр. Утонченный образ, статичный и изысканный, обладает внутренней динамикой – грезиться, что вот-вот балерина “соскользнет” с холста и предстанет перед нами во всем своем очаровании.