Первым большим заказным произведением Кранаха, возникшим в 1506 г. для дворцовой церкви Виттенберга после его переселения в 1505 г. в резиденцию курфюрстов того времени Виттенберг, был “Алтарь св. Екатерины”, отличающийся почти шпалерным декоративным богатством и красочной пышностью.
Алтарь Екатерины был заказан Кранаху не случайно: в 1502 г. в Виттенберге был основан университет, в котором позднее преподавал и Лютер, Екатерина же считалась покровительницей ученых, по легенде она обратила в христианство пятьдесят языческих профессоров, которые стремились отвергнуть ее от этой веры. Позднее она должна была быть колесована, но, услышав ее молитвы, небо послало огонь, разрушивший колесо, после чего Екатерина была обезглавлена.
Среди изображенных падающими зрителей предполагают портреты профессоров венского университета, а слева наверху – курфюрста Фридриха Мудрого, справа около него его брата Иоганна Постоянного. На боковых створках изображены по три женские фигуры святых, слева Доротея, Инеса и Кунигунде, справа – Варвара, Урсула и Маргарита. Обратные стороны створок были тоже расписаны, здесь помещались по две фигуры женских святых.
В крепости на заднем плане средней доски предполагают замок Хартенфельз в Торгау, а в крепости правой ствсрки – укрепление Кобург, во времена Кранаха обе принадлежали саксонскому курфюрсту. Четко ощущается изменение стиля, происшедшее в то время в творчестве Кранаха. Его возникшие в Вене картины предвестили стиль дунайской школы, который позднее представляли Альтдорфер и Губер, виттенбергские произведения Кранаха были более схематическими, не столь экспрессивными.
“Алтарь св. Екатерины” близок еще к ранним произведениям, восходит к ним своими отдельными моментами, как например, дерево на левой створке, но определяет уже стилистический переход к тонколинеарной декоративности. В формулировке этой темы отмечают следы изучения Кранахом одной из гравюр по дереву Дюрера, возникшей около 1497 г., что свидетельствует не о зависимости, а скорее а самостоятельности достижений Кранаха.