Триптих “Алтарь Паумгартнеров” был написан по заказу патрицианского семейства Паумгартнеров для одной из церквей в Нюрнберге. На центральной части его изображено “Рождество”.
Композиция причудливо совмещает черты еще средневековых представлений с новыми ренессансными принципами построения пространства. Так, согласно средневековым иконографическим схемам художник изобразил маленькие фигурки семьи заказчиков алтаря, несоизмеримые по масштабу с основными героями картины.
Сцена происходит в руинах величественного старого здания, перспектива которого решена в строгом соответствии с ее научными законами. Насыщенные тона одежд главных фигур, равно как и светлые тона пейзажа в глубине, свидетельствуют об определенном воздействии работ итальянских мастеров, с которыми Дюрер познакомился во время своей первой поездки в Италию.
“Рождество Христово” – центральная часть алтаря. Светлы и праздничны ее краски. Звучен контраст красного одеяния Иосифа и синего одеяния Марии.
Прекрасны фантастические руины. По обеим сторонам св. семейства – крошечные фигуры семьи заказчиков – групповой портрет семьи знатных нюрнбержцев в нарядных костюмах. По желанию заказчиков написаны их гербы.
Картина очень искусна. Любовно передан трепет листвы, кажется, что ветром изогнуты ветви кустов, которыми поросла каменная руина, мягко падают складки тканей, лоснятся шкуры и блестят огромные глаза коров. На боковых створках алтаря, подобно двум стражам, стоят св. Евстафий и св.
Георгий. Они опираются на древки знамен. Их латы сверкают.
Это не только изображения святых, это портреты заказчиков – Стефана и Луки Паумгартнеров.