Эту картину заказали Тьеполо супруги Контарини по случаю рождения у них долгожданного первенца-наследника. Поэтому не удивительно, что центром композиции “Аллегории” является младенец. Его держит на руках Кронос, олицетворяющий мудрое и неумолимое Время.
Грозное “орудие труда” Кроноса – коса – отложена в сторону. Прекрасная богиня Венера, восседающая на облаках, нежно касается рукой головы ребенка. Судя по тому, как ласково глядит на него богиня, как осторожно держит его на руках Кронос, это – единственный смертный сын Венеры, Эней. Следовательно, из “Аллегории” счастливые родители Контарини должны были понять, что их сыну уготована такая же славная судьба, как и легендарному Энею.
Позади Венеры – три ее вечные спутницы, Грации. Они осыпают младенца розовыми лепестками и отпускают в небо голубей. На переднем плане, у ног Времени, прячется в тени любимый сын богини, Купидон. Афродита, одна из известнейших богинь греческого пантеона, была любвеобильна.
Плодом одной из ее любовных связей стал Эней, герой Троянской войны. Согласно легенде, Афродита увидела Анхиса, когда он пас стада в окрестностях горы Ида. Богиня пленилась его красотой и, выдав себя за дочь фригийского царя Отрея, влюбила его в себя.
Немногим позже она открыла Анхису, что родит от него сына Энея, но запретила ему разглашать тайну их брака.
Однако Анхис нарушил запрет и рассказал об этом своим друзьям, охмелев во время пирушки. За это Зевс поразил его молнией. Эней был единственным сынрм Афродиты, рожденным ею от смертного. До пяти лет мальчик воспитывался у горных нимф. В “Илиаде” Эней упоминается среди славнейших героев Трои.
Храбрейший воин, он все же потерпел поражение в решающих поединках с Ахиллом и Диомедом и избег гибели только благодаря вмешательству своей бессмертной матери, Аполлона и Посейдона. Дальнейшая жизнь Энея полна странствий. Если верить “Энеиде” Вергилия, Эней покинул Трою в самую последнюю ночь перед ее падением. Боги повелели ему уйти из города, взяв с собой старого отца Анхиса и малолетнего сына Аскания. На двадцати кораблях Эней и его спутники отправились на поиски новой родины.
Анхис умер в дороге и был похоронен Энеем на Сицилии. Затем флот Энея попал в сильнейшую бурю и потерпел крушение.
Большая часть спутников Энея погибла, а сам он оказался заброшен в Карфаген. Здесь его ласково встретила царица Дидона, полюбившая его с первого взгляда. В Карфагене Эней провел довольно много времени, удерживаемый любовью Дидоны.
Но глас богов все же повелел ему плыть далее, и Эней снарядился в дорогу. Вскоре он достиг города Кумы на италийском побережье. Кумекая сивилла предсказала Энею его судьбу, а также судьбу его потомков.
Далее Энея ждала встреча с Аавинией и ее отцом Латином, местным царем. Латин согласился отдать Аавинию в жены Энею, но прежде он должен был победить вождя местного племени рутулов, который тоже претендовал на руку царской дочери.
Эней, разумеется, одержал победу и женился на прекрасной Лавинии. Италийская земля стала преемницей славы Трои. Старик Время, держащий младенца Энея на руках, – не кто иной, как Кронос, титан, отец Зевса.
Впоследствии Кронос слился с “Хроносом” . Косу же Кронос-Хронос получил от своего римского двойника Сатурна, олицетворяющего неумолимый бег времени. Существует и еще один миф, связанный с Кроносом. По нему Кронос правил “островами блаженных”; время его правления было “Золотым веком”.
Вероятно, Тьеполо знал об этом мифе и, изображая маленького Контарини в образе Энея, да еще на руках у Кроноса, желал ему не только славных подвигов троянского героя, но и счастливой жизни под опекой правителя “островов блаженных”. Иногда Венеру изображают в колеснице, запряженной стаей голубей, но в данном случае голуби порхают на свободе. Они парят в небе, над головой богини и младенца, лежащего на руках у Времени. Их соединенные, словно в поцелуе, клювы и распахнутые крылья образуют подобие нимба над Венерой и ребенком.
Эта сложнейшая деталь демонстрирует непревзойденное техническое мастерство Тьеполо. Голуби кажутся написанными одним легким движением кисти, а ведь, как и все остальные элементы картины, они показаны в очень непростом для художника ракурсе.
Не многие живописцы были на это способны – и тем более восхищает нас работа Тьеполо. Художник умело раздвигает границы пространства и создает на полотне иллюзию бескрайнего небесного простора над головой зрителя. Именно подобного рода иллюзии составили Тьеполо славу лучшего мастера фрески XVIII века, продолжателя традиции Микеланджело и Рафаэля.