Картина немецкого художника Ханса фон Аахена “Аллегория Мира, Искусства и Изобилия” – яркий образец сложного, и подчас противоречивого, искусства маньеризма. Живописцев того времени интересовали идеи и тематика мифологического, религиозного и аллегорического характера.
Поскольку схоластические идеи и способ мышления соприкасается с наивными фантазиями и начинается их взаимопроникновение друг в друга, порождая особое средство изображения, когда абстрактное понятие передается при помощи реального персонажа. Чаще всего это аллегорические образы мира и войны, любви и ненависти, справедливости и раздора, славы и позора изображаются как человеческие существа.
Полотно “Аллегория Мира, Искусства и Изобилия” своим названием и внешним видом провозглашает основные принципы маньеризма. Прежде всего, речь идет об аллегории – каким образом выглядели бы важные философско-моральные категории, если бы они обрели человеческий вид, каким бы образом вели себя. Эти три идеи Ханс фон Аахен представляет в виде трех женских фигур.
На ложе, слегка укрывшись тонкой белоснежной простыней, возлежит обнаженная рыжеволосая женщина, олицетворяющая собой Мир. Ее волосы собраны, а единственным украшением служит необычный золотой кулон, прикрывающий солнечное сплетение. Удерживается он не столько благодаря тонкой цепочке, спускающейся к кулону от шеи женщины, сколько благодаря двум золотым широким лентам, опоясывающим центральную женскую фигуру под грудью.
В ее поднятой руке находится оливковая ветвь – древнегреческий символ мира, поза расслабленная и умиротворенная, ногами она попирает копья, стрелы, щиты, железные доспехи и боевые барабаны, и зрителю понятно, что Мир царит уже долго.
На переднем плане находится другая женщина – коленопреклоненная и полуобнаженная, – которая повернута к зрителю спиной. Нижняя часть тела укутана в золотистую ткань, а прическу с множеством заплетенных кос, украшает замысловатая заколка. В руке, протянутой к обнаженной женщине, темноволосая служительница держит полную чашу со светло-красным вином.
Это – метафорическое изображение рога изобилия, помогающего зрителю воспринимать образ как персонификацию Изобилия.
Сзади за Миром, в полутени комнаты, возлежит еще одна темноволосая женщина – полностью одетая и менее прекрасная обликом. Воображение Ханс фон Аахена так представляет Искусство – в темных синевато-зеленых одеждах, кроваво-красной накидке и со сферой в руках, придерживающей за плечо Мир. Искусство прячется за спиной обнаженной женщины, как бы защищаясь ею.
В определенной мере, живописец доносит мысль, что Искусство возможно только тогда, когда царит Мир.
Общая же символика полотна призвана прославлять мирную политику немецкого правителя, которая привела к благоденствию искусства. Композиция картины весьма неустойчива и находится в движении по диагонали. Фигуры женщин удлинены и аристократичны. Элементы эротики, холодного колорита и беспокойного освещения – основные черты немецкого маньеризма