До недавнего времени картина была мало изучена: ее относили к так называемым “театральным сценам” художника, но не могли с точностью установить сюжет произведения. С XVIII века по настоящее время картина сменила восемь различных названий.
Наиболее часто в литературе встречается “Кокетки”, присвоенное ей Томассеном, который в XVIII веке гравировал картину и поместил под изображением небольшое стихотворение, начинающееся этими словами. Называлась она также “Актеры итальянского театра”, так как в изображенных пытались видеть традиционных героинь комедии дель арте – Розауру и Коломбину, их хитрого и разбитного слугу Скапэна и строгого старика Панталоне. Однако изучение большого количества подготовительных этюдов позволило уточнить жанр и определить изображенных.
Сравнивая эти рисунки Ватто с теми, которые воспроизводят совершенно определенных людей, удалось установить следующее: молодая женщина в высоком чепце в левой части картины – актриса Кристина Антуанетта Шарлотта Демар, в свое время покорившая парижан. Эта привлекательная и талантливая актриса с восьмилетнего возраста выступала в “Комеди Франсэз” и славилась совершенством исполнения, приятной внешностью, хорошим голосом, умом и искрящимся весельем. Исполняла она как классические, так и комедийные роли.
Особенным успехом пользовалась Демар в пьесе Данкура “Три кузины”.
Изображенный против нее старик – актер того же театра Пьер Ленуар Ла Торильер, по преданию, получивший уроки актерского мастерства у самого Мольера. К тому времени, когда Ватто мог знать Ла Торильера, последний прославился исполнением комических ролей строгих и скупых отцов, ревнивых пожилых мужей, плутоватых слуг, простоватых крестьян. Играл он и в пьесе Данкура. Личность юноши в берете оказалась наиболее трудной для определения.
С него Ватто выполнил множество рисунков. Среди них один считается изображением актера “Комеди Франсэз” Филиппа Пуассона.
Имя молодой девушки в полосатом платье пока еще не установлено. Таким образом, при помощи тщательного изучения этюдов к эрмитажной картине, удалось, во-первых, определить ее жанр – она оказалась групповым портретом актеров французского театра комедии, игравших в пьесе “Три кузины”, а во-вторых, установить их имена. Подобный групповой портрет исключителен в творчестве художника.
Живописные качества произведения очень высоки. Оно привлекает зрителя нежным и вместе с тем сочным колоритом и правдивостью образов.
Несмотря на маленький размер, картина производит впечатление значительной, благодаря продуманной уравновешенной композиции. Особенная выразительность персонажей находит свое объяснение в том, что Ватто хорошо знал каждого изображенного. Картина была приобретена в 1772 году у наследников друга и покровителя Ватто Пьера Кроза, немало способствовавшего развитию таланта художника.