Архип Иванович Куинджи – мастер такого жанра, как пейзаж. Художник на протяжении всего своего периода творчества создавал разнообразные пейзажные работы, изображая морские, горные, сельские, городские и многие другие сюжеты. И действительно сюжетика его полотен была достаточно разнообразна.
Образцом прекрасного пейзажа с изображением гор можно считать горный пейзаж Куинджи “Ай-Петри. Крым”. Данная работа создавалась в период 1898-1908 гг., точная дата создания не установлена.
На сегодняшний день полотно выставляется в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Ай-Петри – одна из гор в Крымском горном массиве, который располагается в Ялте. Силуэт горы Ай-Петри, что в переводе с греческого означает “Святой Петр” образуется от мыса Ай-Тодор с Ласточкиным гнездом до фигурных зубцов.
Ай-Петри – очень красивая гора с выразительным силуэтным рисунком. Пейзаж Куинджи с изображением горы Ай-Петри максимально прост, композиционно ясен, неутяжелен причудливыми формами и игрой с разными фактурами. Во весь горизонт растянулись фигурные зубцы Ай-Петри, заполнив собой пространство картинной плоскости от края до края.
Таким образом, пространство насыщено горным каменным массивом. Точно от настоящего живого горного камня от картины исходит холод, ощущение тяжести и преграды.
Созданный пейзажистом эффект цветовой растяжки, начиная от выбеленного светящегося неба до иссиня черного горного подножия. Яркие синие краски и в целом весь подбор оттенков придают полотну красивое звучание, звонкое и леденящее точно ветер на вершине горы “Святого Петра”.
Куинджи сотворил образ неприступных гор, величественных, гордых, непоколебимых, стойких, точно человек, обладающий святой волей, точно воин, хладнокровно убивающий врагов своей родной земли.
Ко всему, пейзаж красив сам по себе. Синие, ультрамариновые оттенки смотрятся очень активно, ярко и нескучно. Ай-Петри кое-где затянута синим туманом, что придает пейзажу загадочности и художественной сложности, окончательно не снижая изначально упрощенную композицию.
Гладкие штрихи напоминают глянцевую поверхность фотографического кадра.
Пейзаж ощущается как действительность, как дыхание настоящей жизни. Пейзаж недосягаем, подобно тому, как недосягаемы крутые горные вершины. Высота, холодная и опасная, страшит и манит, привлекает красотой своих очертаний, пугает безмолвием и леденящими порывами ветра.
Ведь так легко потонуть в толще этой великолепной синей бездны, сорваться в пропасть с вершины Святой красивой Ай-Петри.