По утверждению искусствоведов, истинным мотивом, побудившим Борисова-Мусатова отправиться в Париж, было его желание получить новые художественные впечатления. Вместе с тем, во время изучения живописи в мастерской Кормона, художник с особым прилежанием впитывал все, что имело отношение к новым течениям в изобразительном искусстве.
В период трехгодичного обучения, Мусатов каждое лето возвращался в родной Саратов, но его отпуск сводился к стоянию у мольберта. В 1897-м, во время очередного посещения малой родины, художник написал серию этюдов к задуманной им масштабной композиции “Материнство”, которая так и осталась незаконченной. “Агава” – название одного из этюдов этой красочной серии, выполненных в импрессионистском жанре, в духе почитаемого им Пюви де Шаванна.
Мир символистской живописи неразрывно связан с цветами, олицетворявшими вход в “иные миры”, и Мусатов, символист по духу, постоянно пребывавший в стране грез, придал этому экзотическому растению особенно торжественный вид; правда в этом сюжете, агаве, наверное, больше подойдет роль гимна природе, зато мощного, и фантастически красочного.
1897 г. Масло, холст. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.