Альбрехт Дюрер изобразил пленительно-прекрасными Адама и Еву. Прародители были созданы по образу и подобию божьему, убежденно напишет он в своем дневнике, значит, их тела должны являть собой образец совершенной красоты.
Он написал обе фигуры выступающими из темного фона. Их тела светятся, озаряя окружающую тьму. Дюрер поместил Адама и Еву на двух отдельных досках – находка гениальная; она во сто крат усиливает их взаимное притяжение.
Между Адамом и Евой невидимый, могучий ток желания. Голова Евы робко, но призывно повернута к Адаму. Ее рука с яблоком протянута к нему осторожным жестом.
А он уже взял яблоко, которое ему только что протягивала Ева. Событие показано в движении…
Пальцы Адама трепещут, в них отзывается трепет его сердца. Каждый сделал полшага навстречу другому: Адам смело, Ева робко. Их юные лица полны неизъяснимой прелести. Движения кисти художника нежны, округлы, осторожны. Краски наложены тончайшими просвечивающими слоями.
Мягкие тона двух отдельных, но неразделимых картин излучают тепло и приглушенный свет.
Веками история Адама и Евы рассказывалась как история грехопадения, за которое прародители человечества были изгнаны из рая, осуждены на тяжкий труд и на муки, как история проклятия, тяготеющего над всем человечеством. Дюрер забыл все, что с детских лет знал и учил об этом. И вспомнил все, что знал о красоте и любви.
Эпоха Возрождения создала множество гимнов во славу человека – умного, здорового, красивого, любящего, любимого. “Адам и Ева” Дюрера – одно из самых великих созданий в этом ряду. Картину эту Дюрер написал не по заказу, а по внутреннему побуждению. “Адам и Ева” остались, однако, в мастерской: то ли Дюрер не хотел расставаться с этой работой, то ли покупателям она казалась чересчур греховной.
Пройдет время, пока “Адамом и Евой” начнут восхищаться, станут их копировать. Работа эта принесла художнику много радости, но совсем не дала ему денег – участь многих картин, которые создаются для души.